Текстовая лекция

30 мин

ВОЗМОЖНОСТИ МАЛЫХ СТУДИЙ: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОСТРАНСТВО

Константин

Кохан

Саундпродюсер, композитор и участник проекта me and my invisible orchestra. Известен сотрудничеством со многими артистами казахстанской инди-сцены, среди которых Darkhan Juzz, Arshat, SAMRATTAMA, Aigül, Marty Crown, Molto Loud. Константин Кохан в значительной мере повлиял на звучание алматинской инди-сцены. Также пишет музыку для рекламы и документального кино, выступил звукорежиссёром нескольких иммерсивных театральных спектаклей. Участник первой резиденции BATYR LAB.

Сегодня можно работать из дома или носить студию в рюкзаке — и добиваться крутых результатов. 

В последние годы происходит настоящая революция в возможностях малых студий. Сегодня техника стала настолько качественной и доступной, что за относительно небольшие деньги можно собрать сетап, который по качеству и характеристикам не уступает или даже превосходит оборудование, которое раньше считалось индустриальным стандартом, а по прайсу фактически было недоступной роскошью.


Также быстро развивается индустрия плагинов. Если раньше для качественного продакшена требовалось много дорогих “железок” — внешних компрессоров, эквалайзеров, предусилителей, то сегодня уровень плагинов позволяет добиваться высокого результата без использования внешнего оборудования. 


Это открыло огромные возможности: можно работать прямо из дома или носить студию с собой в рюкзаке. 

В этой статье я хочу рассказать об организации студии для работы с музыкой и звуком. Это будет полезно для тех музыкантов, кто хочет организовать рабочее пространство своими силами и сделать это бюджетно.


Не так важно, хотите вы обустроить уголок дома или небольшую проджект-студию. Главное — чтобы вы понимали, как подобрать подходящее оборудование, как его правильно настроить и на что обратить внимание, чтобы вам комфортно работалось, а результаты звучали максимально круто.

Из чего состоит студия

Начнем с того, из каких элементов состоит студия. На первом месте по важности, конечно, компьютер. Мне нравится метафора, что компьютер — это мозг студии.


Все, что вы записываете, сводите, мастерите, — вся работа происходит на нем, здесь же вы запускаете свою DAW (Digital Audio Workstation), рабочую станцию для работы с цифровым звуком. Хорошая новость: почти все современные компьютеры уже достаточно мощные для практически для любого уровня работы. 


Лично я люблю и рекомендую Apple на чипах Apple Silicon, типа M1, M2, M3 — они стабильные, удобные и бесшумные, и на мой взгляд предлагают отличное соотношение производительности и стоимости. Базовый MacBook Air — это тихая и производительная машина, которой мне, например, хватало даже для весьма больших и сложных проектов. И приобрести его можно за небольшие деньги. Бесшумность — отдельный плюс. Когда вокруг тишина, ничего не гудит и не шуршит, работать со звуком гораздо комфортнее.


Но это не значит, что на Windows нельзя работать. Наоборот, многие мои знакомые, даже серьезные профи, прекрасно чувствуют себя на Windows-ноутбуках и стационарах. Главное — чтобы вам было комфортно и вы были “в ладах” со своим компьютером. А выбор платформы — это вопрос вкуса.


Вторая важная составляющая вашей студии — это аудиоинтерфейс или звуковая карта. Это то, что позволяет подключить к вашему компьютеру необходимые звуковые устройства — мониторы, наушники, микрофон. 


Следующий элемент — это, естественно, микрофон для записи голоса и музыкальных инструментов. Кроме того, также полезно иметь MIDI-клавиатуру или какой-то MIDI-контроллер. Это удобно, когда вы делаете аранжировки — можно сразу наиграть какую-то мелодию и найти новую идею. И, конечно, наушники и мониторы — ключевая деталь для работы со звуком. 


Также к составляющим студии я отношу акустическое оформление — то есть акустические панели и другие приспособления, которые помогают добиться правильного звучания в помещении, чтобы звук был удобен для работы. 

Мониторинг — сердце студии

С технической точки зрения, мониторинг — это ваше окно в мир звука. Это оборудование, с помощью которого вы можете прослушивать звуковой материал. Под мониторингом чаще всего имеют в виду колонки (или мониторы) и наушники. 


Все, что вы делаете в компьютере, существует только в виде цифр. А мониторинг превращает эти цифры в физический звук — вибрации воздуха, которые вы слышите.


Для меня мониторинг — это моя “Римская империя”. Я люблю размышлять о том, как улучшить свой контроль звука. Это то, к чему я постоянно возвращаюсь, — потому что от мониторинга зависит буквально всё.

У мониторинга есть две ключевые характеристики, которые указывают на его пригодность или качество, — АЧХ и искажения. 


АЧХ — это амплитудно-частотная характеристика. Весь звук, который может воспринимать наше ухо, состоит из колебаний воздуха, так называемых частот. Частоты условно делятся на низкие, средние и высокие, а их колебания составляют от 20 до 20 тысяч Герц. АЧХ показывает, насколько равномерно ваша система мониторинга (колонки или наушники) воспроизводит эти звуковые частоты. 


Для наглядности представьте себе пару систем с “кривой” АЧХ. Например, маленькая Bluetooth-колонка — на низких частотах мы не получим от нее хороший звук, потому что она просто не может воспроизводить басы. Или какие-нибудь совсем дешевые китайские колонки — они, наоборот, будут “гудеть” на низах и “свистеть” на верхах, а середина будет звучать мутно.  


Проблема в том, что когда ваша система “врет”, вы принимаете неправильные решения. Например: если в колонках слишком много баса — вы убираете его в миксе, а потом включаете трек, а он звучит тонко, без низа. Или наоборот — колонкам не хватает баса, вы его “наваливаете”, а на других системах трек превращается в гудящую кашу.


Поэтому честная АЧХ — основа хорошего мониторинга. Вы должны слышать трек таким, какой он есть, а не таким, каким его “дорисовали” колонки или наушники.


Вторая характеристика системы мониторинга — это уровень искажений. Можно провести аналогию с фильтрами в Инстаграме, когда вы добавляете фотографии какие-то эффекты — за счет этого появляется зернистость, контрастность, цвета становятся ярче, и в целом фото выглядит красивее и приятнее для глаз. В звуке искажения выглядят примерно так же. То есть у вас есть какой-то исходный сигнал, а к нему подмешиваются так называемые “гармоники”. Но когда каких-то гармоник становится слишком много и они доминируют над основным сигналом, то тогда они считаются искажением. 


В целом, звук всегда имеет искажения. Когда почти любая аудиосистема воспроизводит звук, она просто ввиду своих характеристик добавляет к нему некоторые искажения. И часто нам нравится, когда есть эти “подкрашивания” или фильтры — потому что звук становится красивее, ярче. Но при работе со звуком нам важно, чтобы этих искажений было как можно меньше, чтобы мы могли слышать звук в его исходном качестве.

Наушники: плюсы и минусы работы

Продолжая разговор о базовом мониторинге, стоит подробнее остановиться на наушниках. Хочу начать именно с них, а не с колонок, потому что у наушников сегодня есть несколько важных преимуществ. 


И первое — это мобильность, в наушниках вы можете работать где угодно и не привязаны к месту. Второе — ваша работа не зависит от акустики помещения: в студии вы находитесь или в обычной комнате, в наушниках это никак не влияет на качество звука. И третье — сегодня 80% людей слушают музыку в наушниках. 


И, конечно, большой плюс наушников — это их бюджетность. Если сравнить их стоимость с колонками, то в наушниках за меньшие деньги можно получить гораздо более высокий уровень мониторинга.


Но есть и недостатки работы в наушниках. Например, переносимость или транслируемость, которая обусловлена психоакустикой. Дело в том, что человеку привычнее, когда звук расположен немного на расстоянии от него. И, например, при сведении или микшировке удобнее работать со звуком на мониторах, потому что там он более похож на реальный. Тебе легче услышать общую картину: ты мысленно представляешь источники звука, их характеристики, насколько естественно они звучат. В наушниках это сделать сложнее. Но это не отменяет удобства работы с ними, просто нужно уметь компенсировать все эти минусы. 


Например, это работа с референсами — примерами качественного звука, когда вы работаете и параллельно сравниваете звучание с классным образцом. Чем чаще вы используете референс, тем больше шансов, что не промахнётесь, просто потому, что будете опираться не только на свои внутренние ощущения, а на то, как это должно звучать правильно. 


Также можно и нужно делать эквализацию или коррекцию наушников. Для этого можно использовать, например, плагин dSoniq Realphones, там помимо коррекции наушников есть также симуляция работы в студии и в пространстве. Есть также бесплатный ресурс Аutoeq.app — это веб-сайт, на  нём можно ввести модель своих наушников и получить рекомендации — набор характеристик, которые вы просто копируете потом в свой эквалайзер. 


Есть еще одна сложность работы с наушниками — они  очень зависят от того, куда подключены. Часто более дорогие и качественные студийные наушники также требуют хорошего усилителя. К сожалению, сегодня в большинстве звуковых карт усилитель, то есть выход для наушников, делают, так сказать, “на сдачу” — это обычно дешевый элемент со слабыми характеристиками. И когда вы свои дорогие наушники подключаете на такой выход, то он просто не позволяет раскрыться всем прелестям этих наушников. 


Многие подключают наушники прямо в аудиоинтерфейс или ноутбук. Это работает, но не всегда раскрывает потенциал наушников. Хороший усилитель дает больше контроля над звуком, становится слышно больше деталей, стереообраз, меньше искажений. Особенно это заметно на планарных наушниках, которые требуют больше мощности, чем обычные динамические.


Если в какой-то момент вы поймете, что наушники стали вашим основным мониторингом — рекомендую взять усилитель для них. Я сам много лет пренебрегал этим, ведь “все и так слышно”, но оказалось, что хороший усилитель дает совершенно другой уровень.

Типы наушников

Коротко о том, что наушники бывают нескольких типов. Во-первых, открытые и закрытые — в открытых ты слышишь, что происходит вокруг, в закрытых — нет. Главный плюс открытых наушников — в них удобно находиться много часов подряд. Также в них более ровный мониторинг и стереокартинка. 


Преимущество закрытых наушников — это возможность изолироваться от окружения. Также их удобнее использовать во время записи инструментов или вокала, потому что на запись не попадает ничего постороннего. 

Также бывают динамические и планарные наушники. Если не останавливаться подробно на их устройстве, главное понимать, что планарные наушники предпочтительнее, потому что они позволяют добиться более высокой детализации, более ровной АЧХ и меньше искажений. 


Рекомендация эксперта


Вот несколько удачных и недорогих моделей наушников, которые я могу рекомендовать. Из закрытых наушников — FIO FT1. Это динамические наушники, но у них классная АЧХ, в них комфортно работать и записывать голос. Открытые наушники мне также нравятся FT1 от FIO FT1 PRO. Они планарные, и у них классная детальность. 


Из супер-бюджетных и супер-удачных моделей рекомендую — Kiwi Ears Altruva. У них супер АЧХ и отличная детализализация. 


Из чуть более дорогих решений, которые  я сам использую, — Hi-Fi Man Hananda Nano. Они очень детализированные, у них мощные низкие частоты, что в наушниках встречается далеко не всегда.


В целом наушники — это отличный способ начать работать со звуком без огромных вложений в мониторы и помещение. Есть нюансы, но если научиться с ними работать, подобрать наушники и усилитель, то можно получить очень высокий уровень контроля.

Мониторы система для честного воспроизведения звука

И, конечно, важно правильно выбирать студийные мониторы — это акустическая система (по-простому “колонки”), необходимая для честного воспроизведения звука.


Мы уже упоминали две ключевые характеристики мониторинга: ровная АЧХ и минимальные искажения. Для мониторов это особенно критичные параметры. Хотя, как ни странно, встречаются они у них реже, чем у наушников.


К сожалению, сегодня не всё, что продается как мониторы, является мониторами. Часто за мониторы выдают так называемые мультимедийные колонки, у которых кривая АЧХ и высокий уровень искажений. А идеальные мониторы обычно дают вам достоверную, ровную картинку, без приукрашиваний.


Все мониторы делятся на два типа — пассивные и активные. Отличаются они только расположением усилителя. В пассивных мониторах усилитель не встроенный, а внешний. Активные мониторы сейчас популярнее и более представлены на рынке, у них встроенный усилитель. 


Также мониторы делятся по типу корпуса. Есть три вида: фазоинвертор, закрытый ящик и пассивный радиатор.

 

Фазоинвертор из-за своих характеристик больше подходит для музыки с выраженными басовыми акцентами, так как он так устроен, что добавляет низкие частоты. В мониторах типа “закрытый ящик” звук выходит только из динамиков, поэтому они дают более ровное звучание, без выраженных басов. А пассивный радиатор — это что-то среднее между закрытым ящиком и фазоинвертором. 

Рекомендация эксперта


Хочу порекомендовать классные мониторы — это легендарные Yamaha NS10. Эти колонки стали стандартом не потому, что они “красивые”, а потому что они предсказуемые. У них нет мощного низа, верх может быть резковат — но если микс звучит хорошо на NS10, значит он, скорее всего, будет работать везде. Это пример “честного”, пусть и некомфортного, монитора.


Еще один интересный пример — AVA Micro 2PR. Они продаются в разобранном виде, как набор элементов. При покупке вы получаете динамики, части элементов фильтра и схему корпуса. Сборка несложная, но требует аккуратности. В результате вы получаете пассивные мониторы очень компактного размера — буквально с небольшую книгу. К ним нужен внешний усилитель, но при правильной сборке и настройке они звучат действительно впечатляюще и при этом обходятся относительно недорого. Для небольших студий или работы дома это может быть отличным практическим решением.

DSP в мониторах и рум-коррекция

Если самые простые, аналоговые мониторы состоят из динамиков, усилителя и кроссовера, то в современных системах мониторинга также используется DSP — Digital Signal Processing. По сути, это такой микрокомпьютер, в котором зашита определенная программа — получается встроенный эквалайзер и обработка сигнала, которая происходит внутри самого монитора или колонок. За счет этого можно достичь ровной АЧХ.

 

Например, в мониторах без DSP вы не можете особо поменять какую-то частоту, она зависит от характеристик самих динамиков и корпуса. Но если у вас есть DSP, вы можете просто добавить эквалайзер и сделать эту же частоту мягче. 


DSP — это очень удобный дополнительный инструмент, помогающий получить ровный, классный звук. Часто его используют для так называемой рум-коррекции. Потому что любое рабочее пространство не идеально, оно так или иначе привносит какие-то свои искажения в АЧХ — а  DSP позволяет это скорректировать. 


Рекомендация эксперта


Например, в мониторах Dmax Audio используется DSP, и в них супер-ровный звук, они звучат как скальпель — быстро, ровно, и с ними очень удобно работать. В более дорогих мониторах, типа Genelec, Tone Audio, в новых поколениях мониторов от Neumann также есть DSP. 


Но если у вас мониторы олдскульные, без DSP, то можно эту же рум-коррекцию применять в софтовом виде — то есть настроить эквалайзер, так же, как в наушниках. Для этого есть система автоматической коррекции мониторов. Например, мне нравится IK Multimedia Arc, также есть SonarWork, SoundID и Dirac. Они используются так же, как плагин. 

Расположение мониторов в студии

Но важнее любой рум-коррекции для звучания является расположение мониторов в вашей студии. Можно купить отличные мониторы, но если поставить их неправильно — вы не услышите их потенциал.


Есть несколько базовых правил:


  1. Форма треугольника.
    Мониторы и ваша голова должны образовывать равносторонний треугольник. Расстояние между колонками должно быть примерно такое же, как от каждой колонки до ваших ушей.

  2. Высота твиттеров.
    Важно, чтобы твиттеры находились примерно на уровне ваших ушей,
    когда вы сидите в рабочем положении.

  3. Симметрия.
    Старайтесь, чтобы левая и правая стороны комнаты были максимально похожи — это поможет получить сбалансированное стерео.

  4. Отступ от стен.
    Если мониторы стоят вплотную к стене, бас будет искажаться и гудеть.
    Постарайтесь отодвинуть их хотя бы на 30–50 сантиметров от задней стены.


Если у вас маленькая комната и вы не можете сильно двигать колонки, иногда помогает временно закрыть фазоинвертор. Это уменьшает гудение на низких частотах, но при этом немного меняет АЧХ монитора.

Почему это важно? Размещение мониторов — это не мелочь, а фундамент для всего, что вы будете слышать. Неправильное расположение может дать вам ложную картину звука. Вы будете бороться не с проблемами микса, а с проблемами комнаты и расстановки.


Поэтому потратьте время на то, чтобы настроить свое рабочее место. Это бесплатно и может дать больший результат, чем покупка более дорогих мониторов. Если вы уделите внимание этим моментам, ваши решения при сведении будут точнее и ваши треки будут звучать предсказуемо на любых системах.

Основы акустики

Также для качественной работы нужно позаботиться об акустическом оформлении своей студии — то есть сделать так, чтобы звук, с которым вы работаете, звучал наиболее чисто. Пример плохого акустического оформления — это комната с бетонными стенами, которые всё отражают, и вы слышите, помимо самих колонок, все эти отражения, все лишние частоты. 


Чтобы такого не было, в студии нужны акустические панели. Только не вот эти поролоновые “пирамидки”, которые просто маркетинговый миф, они не работают. Они лишь немного поглощают высокочастотный сигнал, но ничего не делают со среднечастотным и низкочастотным. Поэтому звук будет некрасивым. 

НЕ БРО

БРО

Гораздо лучший выбор — это акустические панели. По сути, это просто деревянная рамка со слоем минеральной ваты внутри. Она не полезна для здоровья, поэтому когда вы размещаете акустические панели, эту минвату нужно закрыть слоем пароизоляции. Такие панели можно сделать самому: просто купите в строительном магазине минвату, деревянные детали, попросите их распилить нужного размера — и потом из них собираете рамки, кладете в них минвату и закрываете пароизоляцией, а сверху просто обычной тканью. 

Чтобы правильно затем расположить эти панели, главное — найти точки первичных отражений от ваших мониторов. Как видно на рисунке, чаще они находятся сбоку от вас и за спиной, желательно их крепить до самого потолка. Тогда звук, который исходит от мониторов, направляется в стены, поглощается этими панелями — и возвращается к вам уже с намного меньшими искажениями. 

Микрофоны — первое звено цепочки звукозаписи

Для многих главным символом студии является микрофон. На самом деле микрофон — это первое звено цепочки звукозаписи. Он превращает колебания воздуха в электрический сигнал. И то, каким получится этот сигнал, зависит от выбора микрофона и от того, как вы его используете.


Важно понимать: даже самый дорогой микрофон не исправит плохую акустику комнаты или неправильное исполнение. Но правильный микрофон может подчеркнуть сильные стороны голоса и инструмента и сделать запись максимально качественной уже на входе.


Микрофоны делятся на три основных типа: динамические, конденсаторные и ленточные. Чаще всего в студии используются конденсаторные микрофоны. Они более чувствительны, часто у них более ровная АЧХ. 


Динамические микрофоны самые простые по конструкции и самые надежные. Они хорошо переносят громкий звук, не боятся влаги и перепадов температуры. Их часто используют для живых концертов, репетиций и в ситуациях, где оборудование может подвергаться нагрузкам.


У динамических микрофонов обычно не такой широкий диапазон частот и не такая чувствительность, как у конденсаторных. Поэтому они чуть менее детальны. Но у них есть своя «музыкальная» окраска, которая может быть очень к месту.


Пример: Shure SM7B — легендарный динамический микрофон, который часто используют для записи вокала, особенно речевого. У него мягкий верх и характерная подача, которая помогает скрывать некоторые недостатки помещения и голоса.


Конденсаторные микрофоны более чувствительные и точные. Они улавливают мельчайшие нюансы звучания. Поэтому их чаще всего используют в студиях для записи вокала и акустических инструментов.


Но у такой чувствительности есть и обратная сторона. Конденсаторный микрофон «слышит» не только голос, но и комнату: отражения, шумы, даже легкие шорохи. Если помещение не подготовлено, это может стать проблемой.

Многие думают, что для неподготовленных комнат лучше подходят динамические микрофоны. Это не совсем так. Дело не в самой конструкции, а в том, что динамические микрофоны обычно держат очень близко ко рту. Это уменьшает влияние комнаты.


Точно так же можно поступить и с конденсаторным микрофоном — подойти к нему ближе и спеть чуть тише, чтобы получить чистый сигнал без лишних отражений.


Ленточные микрофоны — особая категория. Они известны своим мягким, естественным звучанием. У них нет той яркости, что у конденсаторных, и благодаря этому запись получается очень натуральной и теплой. 

Ленточные микрофоны отлично подходят для записи акустических инструментов, особенно национальных казахских инструментов, где важно сохранить естественное, «живое» звучание. Например, для домбры или кобыза.


Сегодня их выпускают не только зарубежные фирмы, но и российские компании, такие как Баш Аудио, которые делают очень достойные модели.


Стоит упомянуть, что для ленточных и динамических микрофонов очень важно, куда вы их вставляете, они более требовательны к усилению. Поэтому если их вставить в очень дешевую звуковую карту, то придется выкрутить усиление на максимум и появится много шумов — это не всегда удобно. 

Также они требуют обычно дополнительных аксессуаров. Поэтому динамические и ленточные микрофоны я не могу рекомендовать всем для домашних студий, конденсаторные микрофоны в этом плане более удобны. 


Рекомендация эксперта


Мой любимый микрофон — Октава мк 012. У этого микрофона очень низкий собственный шум, он не требовательный к звуковой карте или усилению, и у него очень ровная АЧХ. 


Упомяну также наиболее популярные микрофоны. Пожалуй, самые культовые — это Shure sm57, sm58, они наиболее распространены. Shure sm58 — это динамический микрофон, чаще всего используется для голоса, вокала. А sm57 — это его “брат”, он отличается только тем, что у него нет круглой штуки, в которой встроен поп-фильтр, его чаще используют на инструментах. Это неплохие микрофоны, но они требовательны к усилителю.

Также есть супер-популярный микрофон — Shure sm7b, который часто используется в подкастах. Его еще называют “микрофоном Джексона”, потому что он на него записал свой альбом “Триллер”. Классный микрофон, у него приятный тембр, но он супер-чувствительный, ему нужен мощный усилитель, иначе уровень сигнала будет слишком низким.


Еще когда меня спрашивают, а какой микрофон классный, я могу порекомендовать китайскую компанию sE Electronics — у них есть микрофоны с маленьким капсюлем, типа Октавы 012 — se8 и se7, это маленькие конденсаторные микрофоны, хорошо подходят для инструментов. Если вы хотите что-то подороже, то выберите их линейки микрофонов 4400 и 4100 или 2200, 2000 — большие конденсаторные микрофоны для вокала и универсальной записи.


Также сейчас королем бюджетного сегмента называют микрофон Takstar tak55 — доступный по цене конденсаторный микрофон, который дает очень неплохой результат за свои деньги. Хороший вариант для начинающих.


Еще из подобных — микрофон от компании Топпинг Сl1, небольшой конденсаторный микрофон, который удивляет качеством записи при очень компактном размере. Его удобно использовать для выездных записей и работы в ограниченных условиях.


Из чуть более дорогих — немецкая компания Neumann. Их микрофоны tlm 100 и 103 классические студийные микрофоны с прозрачным и детальным звуком. Они часто встречаются на профессиональных студиях.

Но важно не купить подделку, там разница совсем небольшая — маленькая выемка в поролоне и в коробочке — поэтому нужно быть внимательным. 


Также я рекомендую микрофоны ARK — это московский производитель, который делает интересные модели, например, ARK FET. Это современные микрофоны с характерным звучанием, они могут быть отличным вариантом для вокала и инструментов.


Еще если вам где-то повезет найти, есть классный петербургский микрофон Оптика — это механическое объединение Ломо, они еще в советское время выпускали микрофоны. Они могут звучать очень необычно и интересно, особенно если вам нужен характерный винтажный окрас.


Если конкретизировать, какие микрофоны подходят под конкретные задачи, просто запомните:

  • динамические микрофоны — надежны и отлично подходят для живой речи;

  • конденсаторные — дают максимальную детализацию и точность;

  • ленточные — обеспечивают мягкое и натуральное звучание;

  • комната влияет на качество звука не меньше, чем микрофон.


Правильный микрофон — это не просто техника. Это инструмент, который помогает донести вашу музыку до слушателя максимально честно и красиво.

Аудиоинтерфейс — мост между аналоговым и цифровым звуком

Если резюмировать, микрофоны превращают колебания воздуха в электрический сигнал. Но чтобы этот сигнал оказался в вашем компьютере, нужен аудиоинтерфейс, его еще называют звуковой картой.


Аудиоинтерфейс — это центральное устройство, которое соединяет все элементы вашей студии. Его можно назвать “кровеносной системой” вашей студии. Сегодня можно купить звуковые интерфейсы с очень высокими характеристиками за совсем небольшие деньги.  


У аудиоинтерфейса есть две основные функции: 


  1. АЦП (аналого-цифровое преобразование) — преобразование сигнала из микрофона или инструмента в цифровой вид,
    чтобы его можно было записать в программе на компьютере.

  2. ЦАП (цифро-аналоговое преобразование) — обратный процесс, при котором компьютер отправляет цифровой сигнал на интерфейс,
    и тот превращает его в аналоговый звук для колонок и наушников.


Важной функцией звуковых интерфейсов является микрофонный предусилитель. Сигнал, который выходит из микрофона, очень слабый. Предусилитель усиливает его до рабочего уровня, чтобы вы могли нормально его записывать и обрабатывать. 


От качества предусилителя напрямую зависит чистота звука. Если предусилитель слабый, то при повышении уровня появятся шумы и искажения. Хороший предусилитель дает прозрачный, чистый сигнал без артефактов.

Современные аудиоинтерфейсы среднего уровня уже оснащены очень достойными предусилителями, и для большинства задач их хватает с головой.


Когда может понадобиться внешний предусилитель? Иногда возникает ситуация, когда встроенного предусилителя не хватает. Например, у Shure SM7B — очень тихий выходной уровень. Чтобы этот микрофон зазвучал на полную, нужен или внешний предусилитель, или дополнительный усилитель типа Cloudlifter. 

Еще одна причина использовать внешний предусилитель — это желание получить определенный характер звучания. Некоторые предусилители специально добавляют мягкую сатурацию или окраску звука, и это может стать частью творческого подхода.


Но для большинства начинающих и даже опытных пользователей встроенных предусилителей интерфейса будет достаточно.


Еще одной характеристикой звукового интерфейса является возможность его расширения. То есть чаще всего звуковые интерфейсы бывают на 2, 4 или 8 каналов. Но бывают ситуации, когда вам нужно, например, подключить более двух микрофонов к вашему интерфейсу, — тогда вы можете через Адат подсоединить внешний микрофонный предусилитель, например восьмиканальный, и записывать уже восемь каналов.  

На мой взгляд, не совсем рационально покупать звуковую карту с восемью каналами сразу, если только вы не пишете регулярно несколько микрофонов. Потому что такие карты стоят значительно дороже — но весь ресурс в них вкладывается в предусилители для микрофонов, а всё остальное бывает весьма обычного качества. Лучше купить карту с меньшим количеством входов, но с возможностью расширения. 


При выборе аудиоинтерфейса обращайте внимание на три вещи:


  1. количество входов и выходов — подумайте, сколько микрофонов или инструментов вы будете подключать одновременно (для домашней студии часто хватает 2 входов и 2 выходов);

  2. качество предусилителей и ЦАП — хорошие предусилители — это чистый сигнал на записи, а качественный ЦАП — это честное воспроизведение на колонках и наушниках;

  3. стабильность драйверов — важно, чтобы интерфейс хорошо работал с вашей системой, без глюков и задержек.


Рекомендация эксперта


Популярные карты — Focus right, это классика для домашних студий. Надежный, простой и понятный в использовании.


Также неплохие карты есть у компании Audient iD4 или iD14 — они отличаются очень качественными предусилителями, особенно для своего ценового сегмента.


Самыми крутыми, наверное, считаются звуковые карты от компании Rme и Universal audio, также есть болгарский производитель Антилоп аудио. Эти три компании чуть подороже. 


MOTU M2 — компактный интерфейс с хорошим ЦАП и отличной визуализацией уровней.


Universal Audio Apollo Solo — если вы хотите не только записывать звук, но и использовать фирменные плагины UAD в реальном времени. Это более дорогой вариант, но с огромными творческими возможностями.


Если брать лучший бюджетный вариант по соотношению цены и качества, то это китайская компания Топпинг, которая недавно запустила линейку звуковых карт е2, x2 — с двумя входами и выходами. Также у них есть е1, x2 — с одним входом и е4, x4 — где 4 или 8 входов. У них шикарные характеристики микрофонных предусилителей, они мощные, бесшумные и также там отличные выходы как на мониторы, так и на наушники. Это, пожалуй, одна из немногих недорогих звуковых карт, где стоит нормальный выход на наушники и можно не использовать дополнительный внешний усилитель.


Если же вы не планируете ничего записывать, а хотите только сводить и слушать музыку, можно обойтись устройством без микрофонных входов — просто ЦАП-усилителем. Он работает только в одну сторону: принимает цифровой сигнал с компьютера и выводит его на наушники и мониторы. 


Такие устройства проще, стоят дешевле, и при этом могут обеспечивать очень качественный звук на выходе. Пример — Topping CL1. Это компактный ЦАП-усилитель, который обеспечивает чистое и точное воспроизведение. Отлично подходит для работы в наушниках и мониторинге, если запись не нужна.

Аксессуары — мелочи, которые решают многое

Аксессуары обычно часто недооценивают. На самом деле именно эти детали могут сильно повлиять на удобство работы и качество записи.


Если вы работаете с микрофоном и делаете запись голоса, то вам нужна микрофонная стойка — чтобы исполнитель не держал микрофон в руках и не создавал тем самым лишних шумов. 


Также нужно использовать поп-фильтр — это простая сеточка, которая ставится между микрофоном и исполнителем. Она сглаживает «взрывные согласные» — звуки «п», «б» и другие, которые создают резкие воздушные удары и могут испортить запись. 

Особенно это важно при использовании чувствительных конденсаторных микрофонов. Поп-фильтр стоит недорого, но делает запись намного чище и профессиональнее.

Если вы записываете электрогитару, бас или синтезатор, то вам понадобится DI box — он же «прямой короб» или «прямой вход». Его задача — согласовать уровень и импеданс инструмента с входами аудиоинтерфейса.

Без него сигнал может получиться слабым, шумным или искаженным. С DI box инструмент звучит чисто и мощно, а звукорежиссер получает качественный сигнал для дальнейшей обработки.


Еще одна полезная вещь — усилитель или распределитель для наушников. Он нужен, если вы работаете не один и нескольким людям нужно одновременно слушать звук. Например, вокалисту нужен свой микс в наушниках, а звукорежиссер тоже должен все слышать и контролировать процесс.


В некоторых интерфейсах, например у Topping, уже есть два выхода для наушников. В таком случае отдельный усилитель может не понадобиться. Но если таких выходов нет — это аксессуар, который сильно упрощает работу.

Разумный подход к покупке оборудования

Так как для многих музыкантов важен вопрос финансов при организации своей студии, хочу поделиться некоторыми принципами покупок оборудования.


  1. Понимайте свои задачи.

Четко определите, что именно вы будете записывать и зачем. Это поможет понять, какие устройства вам действительно нужны.

  1. Инвестируйте в важное.

Правильная акустика комнаты, честные мониторы и их правильное размещение, качественные кабели и аксессуары — эти вложения окупятся всегда.

  1. Не гонитесь за новизной.

Многие устройства прошлых лет до сих пор работают прекрасно. Новый релиз не всегда лучше старого проверенного решения.

  1. Смотрите на б/у рынок.

    • OLX, Авито, eBay — на этих площадках можно найти отличное оборудование дешевле нового.

    • Часто люди продают технику в хорошем состоянии просто потому, что она им больше не нужна.

    • Главное — проверять продавца и работоспособность устройства.

  2. Аренда вместо покупки.

Если вам нужна запись чем-то редким и дорогим — например, винтажным микрофоном — проще взять его в аренду на пару дней, чем тратить большие деньги на покупку.

Студия — это процесс

В завершение хочу напомнить о главном: студия не строится за один день. Это процесс, который развивается вместе с вами и вашей музыкой.


Начинайте с базового, учитесь слышать и анализировать звук. С опытом вы будете лучше понимать, что именно вам нужно, и тогда каждая новая покупка будет осознанной и полезной.


Самое ценное в вашей студии — это не оборудование, а вы сами: ваш слух, вкус и умение принимать решения. Инвестируйте не только в технику, но и в знания, и тогда любая студия — домашняя или профессиональная — станет мощным инструментом для творчества.


Желаю вам создать рабочее пространство, где музыка будет звучать честно и вдохновляюще.

Следите за нами в Instagram

Следите за нами в Instagram

Следите за нами в Instagram