Текстовая лекция
12 мин
ДИАЛОГ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ: КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Никита
Подмятников
Менеджер по работе с артистами в Яндекс Музыке в Центральной Азии. В прошлом руководитель музыкальной категории в TikTok Eastern Europe & Central Asia и проджект-менеджер дистрибьютора ONE rpm, курирующий работу с артистами, бренд-маркетинг и социальные сети.
В музыкальной индустрии карьеры строятся не на талантах.
Они строятся на отношениях.
Для того чтобы стать известным, сегодня недостаточно таланта — нужны люди, которые в вас верят. Вы можете быть талантливым композитором, виртуозным исполнителем, визионером с уникальным звучанием. Но если вокруг вас нет людей, которые рекомендуют вас другим — ваша музыка останется в вашей студии.
Иногда начинающие артисты воспринимают музыкальную индустрию как транзакцию: «Я отправлю треки продюсеру — он их послушает — мы начнем работать» или «Я познакомлюсь с нужным человеком на фестивале — он мне поможет — моя карьера пойдет вверх».
Но индустрия так не работает. Отношения — это не транзакция, это диалог. А диалог строится не на позиции «ты мне — я тебе», а на доверии, взаимности и профессионализме. На умении не просто «попросить помощи», а создать ценность для другого человека. На способности видеть в людях не инструменты для достижения своих целей, а партнеров с собственными интересами, задачами и границами.
Профессиональные отношения — это диалог. Отношения динамичны, и в них всегда можно поговорить и договориться.
Но для этого нужно понимать, как они устроены. Какие есть стадии развития отношений. Как начать диалог с человеком, который вам интересен и как реагировать на отказы. Как показать свою ценность, не принижая себя и не преувеличивая. Как находить баланс между эмпатией и границами. И самое важное — как не нужно строить отношения, чтобы не сжечь мосты при первом контакте.
Хорошо, если у вас уже есть свой круг контактов в индустрии. Но если его пока нет, важно уметь построить отношения «вдолгую», а затем развивать и поддерживать их. Это не про «нетворкинг» в понимании «собрать 500 контактов в телефоне». Это про стратегическое построение отношений и про навык, который можно освоить. Даже если вы интроверт, даже если у вас пока нет громкого имени или впечатляющего портфолио.
В этой статье вы узнаете про основные этапы построения партнерских отношений. Про то, как запомниться при первом контакте. Как подчеркнуть свою ценность без самопиара. Как быть внимательным к другому человеку и где проходит грань между настойчивостью и навязчивостью. Как отличить «нет» от «не сейчас» и почему отказ — это не конец. А также про главные ошибки начинающих артистов, которые убивают диалог на корню.
Эти советы применимы как для общения с музыкантами, так и для диалога с менеджерами стриминг-платформ, продюсерами, журналистами или другими представителями индустрии.
Эмпатия — фундамент отношений
Прежде чем строить дом, нужен каркас. Без него можно сколько угодно возводить стены, клеить обои, расставлять мебель — при первой же нагрузке все рухнет. В отношениях этот каркас — эмпатия. Все остальное — стратегия, тактика, правильные слова — работает только если есть основа: искренний интерес к человеку.
Эмпатия — это не техника. Это позиция. Важно видеть в другом человеке не «возможность для карьеры», не функцию — а живого человека со своими интересами, задачами, переживаниями. Когда вы понимаете: у продюсера, которому вы пишете, мог быть тяжелый день. У менеджера стриминг-сервиса — есть свои дедлайны и задачи. У другого музыканта — свои сомнения и ожидания.
Когда вы это поймете — все поменяется. Сделайте общение с вами комфортным и удобным: будьте открыты и уважайте время и пространство других.
Если вы искренне интересуетесь людьми, они тоже будут интересоваться вами. Важно проявлять внимание не только к профессиональным аспектам, но и к личной жизни человека. Это не про навязчивость, а про заботу и внимание: например, знаете, что у человека день рождения — поздравьте; видите, что он в поездке — посоветуйте интересные места; увидели сниппет нового релиза знакомого — репостните, расскажите друзьям.
Так вы даете понять, что для вас важен не только функционал, но и сам человек. Эмпатия — это инвестиция без ожидания мгновенной отдачи. Вы не помогаете, чтобы получить что-то взамен прямо сейчас. Вы создаете пространство доверия, в котором отношения могут расти.
Три этапа развития отношений
Условно можно выделить три этапа развития деловых отношений: знакомство, поддержание контакта, долгосрочные отношения.
Вначале необходимо установить контакт — познакомиться, обозначить свою ценность для собеседника, выбрать удобные каналы для общения. Затем важно поддержание контакта — регулярные точки пересечения с человеком, обмен информацией и создание общего контекста. И только после этого возможно выстраивание долгосрочных отношений — когда есть обоюдное доверие и возможность обращаться друг к другу с предложениями или вопросами о сотрудничестве.
Знакомство: создайте «мостик»
Когда вы пишете человеку впервые, у вас есть всего одна попытка произвести первое впечатление. Одно сообщение, которое либо положит начало диалогу, либо останется без ответа среди сотни других «привет, послушай мой трек».
Как сделать так, чтобы на вас обратили внимание при знакомстве? Прежде всего — подготовьтесь. Прежде чем писать, узнайте, чем занимается человек. Посмотрите его соцсети, изучите проекты, найдите общих знакомых, почитайте его интервью или публикации.
Ваша задача — создать «мостик»: найти точки соприкосновения, которые выделят вас среди потока сообщений. Возможно, вы оба работали с одним продюсером. Или вам нравится проект, над которым он работал. Или вы из одного города или учились в одном институте. Важна любая деталь, которая создает контекст, делает ваше сообщение личным, а не шаблонным.
Чек-лист первого сообщения:
✓ Приветствие и имя собеседника (не «Привет», а «Анна, привет»).
✓ Факт или деталь, показывающая вашу связь или интерес («Слышал ваш подкаст о независимых лейблах»).
✓ Короткое представление себя (кто вы, чем занимаетесь, 1-2 предложения).
✓ Кто дал контакт (если есть рекомендация, это усиливает доверие).
✓ Четкий запрос (лучше в форме глаголов действия: «помочь», «подсказать», «рассмотреть в саундтрек фильма»).
✓ Чем вы можете быть полезны в ответ (взаимность — ключевой принцип).
✓ Уточнение о возможности продолжить общение (в какое время и в какой форме удобно).
✓ Просьба порекомендовать другого человека, если собеседник не может помочь (показывает гибкость).
✓ Благодарность за уделенное время.
Главное правило первого сообщения: оно должно быть коротким, конкретным и уважительным. Лучше отказаться от идеи написать «стену» текста. Человек должен понять за 30 секунд: кто вы, чего хотите, почему это может быть интересно ему — и что вы цените его время.
Поддержание контакта: оставайтесь в поле зрения
Почему недостаточно просто познакомиться? Именно на этой стадии большинство артистов совершают главную ошибку: они исчезают. Пишут только когда «что-то нужно». Появляются раз в полгода с новым треком и просьбой «послушать / помочь / поддержать».
Почему это не работает? Если вы не пересекаетесь регулярно, не общаетесь, то вы живете в разных контекстах. Человек просто забывает о вас — не потому что вы плохой музыкант, а потому что у него своя жизнь, свои сотни контактов, свои проекты.
И когда появляется возможность — коллаборация или подходящий проект — он о вас просто не вспомнит. Не из злого умысла. Просто вас нет в его актуальном поле внимания.
Регулярное взаимодействие дает долгосрочные результаты:
Вы остаетесь в поле зрения — не навязчиво, но присутствуете в информационном потоке человека. Он видит ваши новые релизы, проекты, активность в соцсетях.
Вы создаете общий контекст — знаете, чем живет индустрия, что важно коллегам, какие тренды идут, какие проекты запускаются. Вы «в теме».
Вы увеличиваете шансы на предложения — когда появляется проект, вспоминают тех, кто «на связи».
Вас воспринимают как часть индустриального круга, а не случайного знакомого — это принципиально меняет уровень доверия.
В чем ваша ценность?
Артист может быть ценен по-разному, и важно понимать, что именно дает вам преимущество. Это может быть ваша аудитория — на стриминг-платформах, в соцсетях или на концертах. Даже если она небольшая, но активная и лояльная — это ценный ресурс.
Деньги или экономия денег — если вы готовы пойти навстречу по бюджету или согласиться поработать на некоммерческой основе ради проекта.
Охваты и промо — медийные активности, проекты, совпадающие с ценностями компании партнера. Ценность не только в количестве, но и в качестве аудитории.
Уникальная музыка — не похожая на других, передающая настроение сцены и соответствующая бюджету.
Эксклюзивный материал — то, что нельзя получить в другом месте. Первый релиз, специальная версия, уникальная коллаборация.
Творческие возможности — совместные треки, клипы, особые коллаборации. Вы открыты к экспериментам и интересны как креативный партнер.
Но помните, что даже самая уникальная музыка не компенсирует одного: сложности в общении. Люди всегда охотнее работают с теми, кто прост в коммуникации и надежен, а именно: быстро отвечает на запросы и предложения (даже на отказы); умеет договариваться и идти на разумные уступки; соблюдает конфиденциальность, не выносит детали проектов вовне; вежлив и уважает собеседника; пунктуален, соблюдает сроки и выполняет обещания.
Поддержание отношений возможно в разных форматах — это не обязательно должны быть «деловые встречи» или формальные письма.
Соцсети — самый простой способ оставаться на связи. Комментируйте посты (искренне, не для «галочки»). Поздравляйте с релизами или достижениями. Благодарите публично, если человек вам помог. Отмечайте в постах при наличии общих проектов. Главное — делайте это без искусственности. Если не знаете, что написать, лучше просто поставить лайк, чем писать дежурное «круто». Общение должно создавать контекст.
Музыкальные конференции, фестивали, ивенты — если видите знакомого, подойдите, поздоровайтесь. Не нужно искать темы для разговоров. Иногда достаточно просто сказать «рад видеть» и обменяться парой слов.
Собственные мероприятия — если у вас концерт, выставка, презентация — пригласите лично. Не массовой рассылкой, а персонально: «Будет здорово, если сможете прийти». Даже если человек не придет, он оценит внимание.
Помощь в проблеме — если партнер делится сложностью (публично или лично), а вы знаете решение — предложите помощь. Без ожидания чего-то взамен, просто потому, что можете.
Главный принцип поддержания отношений: давайте больше, чем просите. Если вы только берете (внимание, время, помощь, советы) — отношения выгорают. Если вы регулярно даете ценность — они растут и развиваются.
Долгосрочные отношения: будьте готовы вернуться к диалогу
Отношения в индустрии строятся годами. Важно понимать: если не получилось сработаться сейчас — это нормально. Умейте спокойно принимать отказы и двигаться дальше.
Главное — не воспринимать отказ лично. Музыкальная индустрия работает «вдолгую». То, что сегодня не получилось, может случиться через полгода или год. Люди меняют работу, компании запускают новые проекты, бюджеты пересматриваются. Сегодня вы не совпали по времени или задачам, а завтра контекст изменится.
Поэтому не нужно ставить «крест» на человеке. Если вам отказали, это не значит, что общение закрыто навсегда. Отношения ценны сами по себе, даже без мгновенной выгоды. Сохраняйте уважение и возможность вернуться к диалогу позже.
Давайте пространство для отказа. Люди в целом не любят отказывать напрямую, им сложно говорить «нет». Если вы сразу показываете, что воспринимаете любой ответ спокойно, собеседнику комфортнее с вами общаться. Простое «Если не получится, всё в порядке» часто снимает напряжение.
Уважайте время на размышление. Если человек говорит, что ему нужно подумать, дайте паузу. Не пишите и не напоминайте сразу — это будет давлением. Оптимальный срок для напоминания — 5–7 дней. Этого достаточно, чтобы человек смог принять решение.
Один вежливый фоллоуап — это норма. Написали, напомнили один раз — отлично. Если после этого ответа нет, считайте это за «нет» и двигайтесь дальше. Навязчивость портит впечатление и закрывает перед вами двери на будущее.
Как НЕ нужно стоит строить отношения и почему это важнее, чем кажется
Бывают ошибки, которые убивают даже самый многообещающий контакт. Просто потому, что люди не понимают, как их действия выглядят со стороны.
Эти ошибки кажутся мелочами — но именно из них складывается репутация. И именно они решают, захотят ли с вами работать второй раз.
Итак, чего делать категорически не стоит:
Звонить ночью с вопросами, которые спокойно могут подождать до утра. Да, такое бывает, и нет, это не показывает вашу «страсть к делу».
Звонить незнакомым людям вместо того, чтобы сначала написать сообщение (звонок — это вторжение в личное пространство, письмо — уважение ко времени собеседника).
Не уточнять, удобно ли сейчас принимать звонок или слушать голосовое сообщение (особенно если голосовое длится более 1 минуты).
Общаться фамильярно («бро», «брат», «друг») — даже если вы знакомы всего пару дней (близость нужно заслужить).
Отправлять безликие рассылки без имени и обращения (все видят, что это копипаст).
Не объяснять цель обращения, заставляя собеседника самому догадываться, чего вы хотите.
Не узнавать заранее, чем занимается человек, и обращаться к нему «вслепую» («Привет, ты работаешь с музыкой?» — когда у человека это написано везде).
Воспринимать человека исключительно как функцию — «поддержи релиз», «сделай это», «помоги с этим» — без интереса к нему как к личности.
Не отвечать взаимностью, когда вам самому оказывают помощь (игнорировать сообщения, неделями не отвечать, исчезать после получения нужного).
Обращаться за поддержкой, не объясняя, чем вы можете быть полезны в ответ (односторонние отношения долго не живут).
Быть чрезмерно настойчивым и продолжать писать или звонить, если вам не ответили с первого раза (граница между настойчивостью и навязчивостью — очень тонкая).
Раздавать контакт человека другим без его разрешения (это нарушение доверия и конфиденциальности).
В начале карьеры жестко «беречь ресурсы» и ни на что не идти ради отношений (важно быть готовым дать ценность, а не диктовать условия).
Затягивать согласования по проекту, особенно если вам помогают бесплатно (время других людей — это тоже ресурс).
Не соблюдать негласную этику партнерств — например, тегать конкурентов в соцсетях во время рекламной кампании с партнером.
Относиться к помощи как к должному и не благодарить публично тех, кто участвовал в вашем проекте (благодарность — это валюта доверия).
Сваливать десятки вопросов в одном сообщении без приоритета и структуры (дайте человеку возможность ответить по частям).
Превращать собеседника в «психолога» для своих сомнений и эмоций (если это не близкий друг, держите профессиональную дистанцию).
Не думать о собственной репутации, полагая, что люди все равно будут рады работать с вами (индустрия маленькая, все всех знают).
Считать, что за вас всё сделают другие, и снимать с себя ответственность (никто не должен вам успех).
Репутация строится годами, а разрушается — одним поступком
Музыкальная индустрия — это не только песни и проекты. Это люди, с которыми вы работаете.
Вы можете быть гениальным музыкантом или исполнителем. Но если вы не умеете строить отношения, о вас никто не узнает. Продюсер, которому вы нагрубили, может оказаться лучшим другом менеджера лейбла, к которому вы мечтаете попасть. Журналист, которого вы проигнорировали, через год станет редактором главного музыкального издания. Музыкант, с которым вы «забыли» поделиться гонораром, в следующий раз порекомендует не вас, а вашего конкурента.
Отношения — это инвестиция в будущее, которого вы не видите сейчас. Человек, которому вы сегодня искренне помогли без ожидания отдачи, через год может открыть вам дверь, о существовании которой вы даже не знали.
Продюсер, с которым вы просто поддерживаете теплый контакт, может вспомнить о вас в нужный момент.
Музыкант, которого вы поддержали на старте, может позвать вас на коллаборацию, когда станет известным.
Уважение, внимание, последовательность, честность — это не просто «хорошие манеры». Это стратегия, которая работает долгосрочно.
Музыкальная индустрия ждет не только вашей музыки. Она ждет вас — как человека, с которым хочется работать.


